Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) — это отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в детском саду.
Организация процедуры ВСОКО является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-83 "Об образовании Российской Федерации".
Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС ДО.
Процедура основывается на аналитической деятельности: оценивается качество осуществления процесса образования, а также его результативность и обеспечение ресурсами. Проверочный механизм опирается на российское законодательство, федеральные и локальные нормативно-правовые акты, касающиеся учебной сферы.
Цель внутренней системы оценки качества образования:
Совершенствование системы управления качеством образования в ДОО, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Основная цель оценки качества ДОО – развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Именно ФГОС, согласно «Закону об образовании в РФ», обеспечивает государственные гарантии качества образования на разных уровнях общего и профессионального образования.
Комплексная оценка качества образования в образовательной организации:
- качество образовательного процесса;
- качество образовательных условий;
- качество результатов ДОУ.
Под внутренней системой оценки качества образования в ДОУ понимается деятельность, основанная на систематическом анализе:
- организации образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования,
- качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности,
- результатов образовательной деятельности.
Цель ВСОКО – получение, анализ, открытое и доступное распространение объективной информации о состоянии качества образования ДОО, а также качества присмотра и ухода за детьми, тенденциях и причинах его изменения для принятия управленческих решений.
В соответствии с целью основными задачами, которые решаются в процессе функционирования внутренней оценки качества ДОО являются:
- Реализация единых концептуально-методологических и организационно технологических подходов к оценке качества образования, мониторингу системы образования ДОО.
- Формирование единых потоков информации о качестве образования и системы баз данных об актуальном состоянии системы образования в ДОО;
- Создание условий для реализации механизмов общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности в области внутренней оценки качества образования, присмотра и ухода за детьми в ДОО;
- Выявление факторов, влияющих на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;
- Информированность участников образовательных отношений и всех заинтересованных лиц о качестве образования в ДОО.
Качество функционирования внутренней оценки качества образования ДОО обеспечивается соблюдением следующих принципов:
- системность и преемственность функционирования внутренней оценке качества образования ДОО как целостной структуры взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга составляющих, преемственность в проведении оценочных процедур;
- объективность (обеспечение надежности оценочных процедур, нормативного характера формирования и развития внутренней оценки качества образования ДОО);
- технологичность (процесс сбора информации должен быть направлен на реализацию взаимосвязанных и соподчиненных действий, обеспечивающих достижение гарантируемого результата);
- открытость и доступность (обеспечение доступности различных слоев населения к информации о механизмах, процедурах и результатах оценки, о состоянии системы образования в рамках действующего законодательства).
На основании Положения о ВСОКО МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы) был проведен внутренний мониторинг оценки качества образования ОУ.
Целью системы оценки качества образования «МКОУ «Ляпичевская СШ » (дошкольные группы) является: формирование единой системы диагностики и контроля состояния качества дошкольного образования, обеспечение и определение факторов, своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования ОУ
была создана рабочая группа :
Председатель группы: Задорожная А.В.- социальный педагог
Члены группы:
Бережнова М.Д. - представитель ППО
Бобрикова Г.А. - методист
Овчинецкая М.В. – воспитатель МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы)
Клиценко С.А. – представитель родительской общественности
Исследования проводились по нескольким направлениям:
-
Открытость ОУ для родителей и общественных организаций
-
Комфортность условий для осуществления образовательной деятельности
-
Условия качества реализации образовательной деятельности в ОУ
-
Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг ОУ
При проведении мониторинга были использованы несколько процедур:
1. наблюдение в группах,
2. анкетирование,
3. анализ документации.
В ходе проверки были рассмотрены следующие вопросы:
-
качество условий реализации ООП образовательного учреждения.
-
качество организации образовательного процесса.
-
качество результата освоения ООП образовательного учреждения.
Анализ оценки официального сайта ДОО
В ходе проверки была проведена оценка официального сайта МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы).
Полученные данные о полноте и актуальности информации об организации и ее деятельности, размещенной на официальном сайте МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы) показывают, что информация на сайте хорошо структурирована.
На сайте предоставлены сведения о педагогических работниках, данные об образовании, о пройденных курсах.
Выводы и предложения: Проведя анализ полученных данных, можно сказать, что в МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы) созданы достаточно комфортные условия для осуществления образовательной деятельности.
-
качество условий реализации ООП образовательного учреждения.
Анализ кадрового обеспечения
Педагогический процесс в ОУ обеспечивают специалисты:
Воспитатели – 3чел.; музыкальный руководитель – 1чел.
Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Укомплектованность кадрами – 100%.. Квалификационную категорию не имеют:
-
соответствие занимаемой должности 3 педагога;
-
средний возраст педагогического коллектива – от 30 до 40 лет.
В течении всего учебного года педагоги участвовали в конкурсах разного уровня. Достижения воспитанников, педагогов отмечены грамотами и дипломами.
Выводы и предложения: Анализ кадрового состава МКОУ «Ляпичевская СШ» за 2021 – 2022 учебный год позволяет сделать выводы о том, что педагоги соответствуют занимаемой должности, но не имеют квалификационной категории, а это является необходимостью ОУ, должны получит квалификационную категорию. В ОУ работает стабильный кадровый состав, способный осуществлять поставленные цели и задачи, но стоит задача по устранению дефицита кадров узких специалистов. Кадровую политику ОУ направить на развитие профессиональной компетентности педагогов, учесть профессиональные и образовательные запросы, создать условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации педагогов.
Все это в комплексе даст хороший результат в организации педагогической деятельности, улучшении качества образования и воспитания дошкольников, положительно влияет на развитие ОУ в целом.
Таким образом, в перспективе на 2022-2023 учебный год стоит задача по устранению дефицита кадров узких специалистов. Кадровую политику ОУ направить на развитие профессиональной компетентности педагогов, учесть профессиональные и образовательные запросы, создать условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации педагогов.
Анализ материально – технического обеспечения.
Развивающая предметно пространственная среда групп организована в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных не большим количеством развивающего материала. Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Среда, окружающая детей обеспечивает безопасность их жизни во время пребывания в ОУ, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
детском саду имеются: музыкальный, физкультурный зал; участки для прогулок детей; групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей; помещения, обеспечивающие быт, и т. д.
Территория детского сада: Территория детского сада – важное составляющее звено развивающей предметно пространственной среды. На территории ОУ имеется спортивная площадка – это место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. А также оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
Оснащение групповых комнат: Создавая развивающую среду, воспитатели ОУ решают творческие задачи. Но трудность состоит в том, что деятельность воспитателя ограничивают параметры помещения. Поэтому в своей группе педагоги используют принцип свободного зонирования, но с учетом основных направлений развития ребенка, т.е. создают функциональные уголки по интересам, в которых собран весь необходимый игровой и дидактический материал, способствующий всестороннему развитию детей.
Методическое оснащение: библиотека педагогической и детской литературы, картотека подвижных игр, дидактический наглядный и раздаточный материал для занятий с детьми.
Обеспеченность образовательного процесса техническими средствами: Мультимедийный проектор 1
Ноутбук 2
Музыкальная колонка 1
Пианино 1
Аккордеон 1
МФУ 1
Экран 1
Выводы и предложения: Развивающая предметно пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей.
Организация обеспечена методической и художественной литературой, но имеется недостаток методических пособий по возрастным категориям, необходимо пополнение репродукций и картин.
Развивающая предметно пространственная среда образовательного учреждения и групповых помещений построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра. ОУ должно быть оснащено в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, на детских площадках – игровое оборудование, на спортивной площадке современное физкультурное оборудование.
Созданы условия для организации образовательного процесса. В групповых помещениях имеется разнообразная атрибутика, дидактический материал, наглядные пособия. Созданы также условия для игровой и театрализованной деятельности, речевого развития, экологического воспитания, познавательной деятельности дошкольников. Для занятий по конструированию имеются разнообразные виды конструкторов.
Учреждение постоянно работает над укреплением материально - технической базы и обеспечением образовательного процесса. На летний период запланирован частичный ремонт кровли.
Следует продолжать совершенствовать работу по созданию благоприятных условий для организации образовательного процесса.
Анализ педагогического обеспечения.
В проверке принимали участие все педагоги МКОУ «Ляпичевская СШ» (дошкольные группы). В ходе проверки были рассмотрены вопросы по созданию педагогических условий развития дошкольников по каждой образовательной области.
Сравнительный анализ результатов мониторинга на начало, и конец учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности, а так же позволило выявить слабые звенья в деятельности ОУ.
Выводы и предложения:
Рекомендации:
1. Воспитателям: пополнить группы демонстрационным и раздаточным материалом по всем образовательным областям в соответствии с возрастом; пополнять РППС в группах согласно принципам интеграционного подхода и ФГОС ДО; продолжать развивать творческие способности детей через применение поисковых творческих заданий, вариативность методов и приѐмов, видов ОД, разнообразие форм организации детей; усилить взаимосвязь с родителями через вовлечение их в деятельность ОУ (круглые столы, диспуты, совместные досуги, праздники, акции, субботники и т.д.); совершенствовать физкультурно-оздоровительную деятельность в ОУ путем оптимального применения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников (релаксация, игротреннинги и игротерапия, сказкотерапия, фонетическая ритмика). Привести в соответствие с ФГОС ДО рабочие программы воспитателей групп.
2. Директору ОУ усилить контроль за внедрением ФГОС ДО в образовательный процесс ОУ.
Вывод и предложения: В целом, результат мониторинга показал хорошее качество образовательной работы в ДОУ за учебный год. Существует проблема с уровнем качества реализации образовательной области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Наиболее низкие показатели по следующим направлениям: способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; способность решать личностные задачи (применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых проблем, преобразование способов решения проблем в зависимости от ситуации, создание и воплощение собственного замысла). Причины низких показателей большинство педагогов видят в особенностях развития детей: индивидуальные особенности детей, недостаточный уровень развития речи. А также отмечают пассивность многих родителей в решении проблем в данном направлении.
Анализ удовлетворенности родителей как заказчиков образования:
Для получения ответа на данный вопрос ВСОКО родители (законные представители) приняли участие в анкетировании. Всего в опросе приняли участие 50 родителей. Анализируя данные, можно сделать следующие выводы. Большинство родители не удовлетворены материально-техническим обеспечением ОУ, заботой о развитии ребенка они удовлетворены меньше всего, потому что много пропусков у детей. С точки зрения родителей, детям в основном, нравится ходить в ОУ и многих родителей устраивает нахождение ребенка в ОУ. Большинство родителей затрудняются ответить на вопросы анкеты, потому, что они мало интересуются о сфере деятельности ОУ, не принимают активного участия в работе ОУ в качестве равноправных партнеров. На основании анализа анкетирования родителей по деятельности ОУ, перед коллективом ставятся следующие цели:
1. Проводить работу по повышению квалификации педагогов в организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми с целью обеспечения их эмоционального благополучия в ОУ.
2. Налаживать работу с семьей, искать новые эффективные формы взаимодействия (больше информировать родителей о деятельности ОУ, вовлекать в решение проблем, учитывать их точку зрения, организовывать лекции и дискуссии о развитии детей дошкольного возраста
По остальным вопросам были получены следующие ответы:
Педагогический коллектив обеспечивает развитие ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
Территория детского сада не полностью благоустроена и оснащена современным и разнообразным оборудованием. Предметно-пространственная развивающая среда в МКОУ «Ляпичевская СШ» дошкольные группы соответствует требованиям ФГОС ДО (безопасная, вариативная, трансформируемая, полифункциональная) .
Образовательный процесс не полностью оснащен методической литературой, дидактическими и наглядными пособиями в соответствии ФГОС ДО –.
Имеется санитарно-гигиенические условия (освещение, тепловой режим, чистота). Организация питания осуществляется в достаточном количестве. Педагоги представляют консультационную и иную помощь родителям в вопросах воспитания ребенка.
Благодаря посещению ОУ ребенок легко общается со взрослыми и сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проведя процедуру ВСОКО, были выявлены проблемные зоны развития и составлены рекомендации для решения данных проблем.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Обратить внимание администрации ОУ на информационное обеспечение образовательной работы в группах.
-
Взять под контроль работу педагогов по созданию психолого-педагогических условий по образовательным областям
-
Педагогам всех возрастных групп провести консультации для родителей по теме значимости игровой деятельности для детей дошкольного возраста.
-
Для удовлетворения запросов родителей приобрести современное спортивное и игровое оборудование на уличных игровых площадках.
Перспектива развития:
- Совершенствовать взаимодействие ОУ с семьей, искать новые эффективные формы взаимодействия (больше информировать родителей о деятельности ОУ, вовлекать в решение проблем, учитывать их точку зрения, организовывать консультации о развитии детей дошкольного возраста, о приоритетных задачах ОУ в свете ФГОС ДО).
- Создать условия для профессионального совершенствования в развитии творчества педагогического коллектива ОУ, проявления активности педагогического коллектива в мероприятиях различного уровня: участие в конкурсах, семинарах, размещение информации на сайте ОУ .
- Проводить работу по повышению компетентности педагогов в аспекте организации личностно – ориентированного взаимодействия с детьми с целью обеспечения их эмоционального благополучия в ОУ.
-Совершенствовать модель взаимодействия со школой, поиск новых форм сотрудничества.
-Укрепить материально-техническую базу с привлечением дополнительных ресурсов для развития ДОУ.
- Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ляпичевская средняя школа» Калачевского муниципального района Волгоградской области (дошкольные группы)
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости п промежуточной диагностике воспитанников МКОУ «Ляпичевская СШ»
- Положение о портфолио педагогического работника (в соответствии с ФГОС ДО)
- Положение о внутренней системе оценки качества образования МКОУ «Ляпичевеская СШ» (дошкольные группы)
- Положение об инновационной деятельности в МКОУ «Ляпичевская СШ» дошкольные группы
- Опросный лист показатели мониторинга качества дошкольного образования МКОУ "Ляпичевская СШ" (дошкольные группы) 2023г.
- Аналитическая справка по результатам регионального мониторинга качества дошкольного образования МКОУ "Ляпичевская СШ" Калачевского муниципального района (Протокол №1 от 13.02.2023г.)